Довольно часто в описаниях достопримечательностей того или иного места нам встречается расхожая фраза: «главное сокровище этого места – его жители». Но не часто авторы этих путевых заметок готовы рассказать об этом сокровище более этих слов.
Да, разумеется, и сами путешественники, выбирающие для своего отдыха этнографические туры, узнают ближе местное население. Ведь этнотуры – перспективное направление в современном культурно-познавательном туризме, и его программы дают возможность участникам познакомиться с историческими и народными памятниками того или иного региона, а также включают в себя фольклорные праздники, народную кухню, народные промыслы, древние обычаи и многое другое.
Но чтобы лучше понять людей, нужно время. Много времени. Времени, проведенного в беседах, в спорах, застольях, попытках понять и объяснить многие события ушедших времен, часто полузабытых, но всегда находящих живой отклик у тех, кто их пережил, кто о них слышал и чья судьба накрепко с ними связана, даже если они почти стерлись из памяти.
Есть в Алтайском крае село Чарышское. Сейчас через село проходит уже ставший популярным туристический маршрут «Казачья подкова Алтая». Он проложен по местам расположения объектов Колывано-Кузнецкой оборонительной линии XVIII-XIX веков. В 1765 году в этом районе по приказу императрицы были созданы фортификационные сооружения для защиты вновь обретенных территорий от набегов джунгар. До конца столетия на сторожевых укреплениях отдаленного российского форпоста несли службу донские казаки. Однако с течением лет по мере снижения военной опасности также стало снижаться и политическое значение форпоста, и уже в начале XIX века военный лагерь окончательно трансформировался в мирное казачье поселение, отличавшееся сословной однородностью жителей – почти все они были казачьего сословия. Но к началу революции из-за постоянно прибывающих из центрально-европейских губерний России переселенцев, ситуация существенно изменилась, что не могло не сказаться в суровые годы гражданской войны.
«Казаки – разбойники» — так с немалой долей черного юмора можно описать развернувшиеся в этих местах в 1919 году события, когда штаб Адмирала Колчака привлек казаков для карательных рейдов против бунтующих крестьян. К тому времени отношение между казачеством и крестьянством и без того были, мягко говоря, натянутыми. В силу исторических причин казаки пользовалось целым рядом привилегий, в их собственности были обширные земельные и лесные угодья, что вызывало немалую зависть крестьян. Гражданская война развязала восставшему крестьянству руки.
Главная трагедия Чарыша разыгралась 3 сентября 1919 года. После боев у станицы Чарышской, шедших с переменным успехом, в руках бунтовщиков оказалась группа пленных. 120 казаков (по другим сведениям – 130 казаков ) в возрасте от 17 до 55 лет сложили оружие, надеясь на милость победивших. Накануне трагедии чарышских казаков пригнали на территорию села Сибирячихи, где расправе над ними помешал Военно — революционный штаб. Было принято решение этапировать пленных в ближайшее село Солонешное.
К несчастью, восстание в Солонешном было подавлено подошедшими из казачьего поселка Тулатинское частями белой армии. Вести пленных было некуда. Возвращать их обратно озлобленные крестьянские ополченцы не желали. Недалеко от Сибирячихи почти все казаки были изрублены конвойными как «злейшие враги народа». В живых оставили только четверых жителей этого села.
Позже, когда армия Колчака подавила повстанческое движение, по станицам прокатилась волна белого террора, сопровождавшаяся расстрелами. И не было удивительно, что казаки взяли на себя роль карателей.
Не стоит говорить, что после революции преследованию и расказачиванию подверглось казачество по всей России, и возрождение старинных традиций в Чарышском районе как и везде началось только в постсоветский период. Но именно казаки и крестьяне Алтайского края при всем пережитом ужасе смогли сохранить добрососедские отношения на протяжении десятилетий до настоящего времени. И если в других регионах казачество грозно поднимает голову в поисках лиц, ведущих аморальный образ жизни, казаки Алтая на этом фоне внушают оптимизм и надежду на бесконфликтную жизнь всех инакомыслящих. При этом казаки Чарышского полностью сберегли казацкие традиции и дух, придающие своеобразную уникальность родным местам. Наверное, тому виной мудрость поколений, которая льется через уста старожилов рассказами и былинами, казачьими песнями и обрядовыми распевами.
В венах этих людей струится сама история. Значит ли это, что прикасаясь к ней, мы прикасаемся к главному сокровищу Алтая?