Представьте, живет человек в огромном городе, каждый день часами простаивая в пробках, толкаясь в транспорте, вдыхая выхлопные газы и загружая мозг нарезками бессмысленной информации. И когда восприятие мира сужается до размеров ежедневного маршрута «работа-дом-работа», вдруг… щёлк в голове: не самое ли время вспомнить о том, насколько на самом деле этот самый мир огромен и многообразен?! И отправиться туда, где можно воочию в этом убедиться. Есть же в мире города — выше, ярче, веселее. Города — джунгли из стекла и стали с никогда не утихающей жизнью улиц, города — апогей современной архитектурной эволюции.
Мегаполисов, собранных из сверкающих и днем, и ночью неоновым светом вытянутых коробок суперсовременных небоскребов, на самом-то деле в мире совсем немного. Не так уж безумен человек в своей страсти к самоизоляции от окружающего живого мира. И строить железобетонных гигантов человечество заставляет отнюдь не неуемная гордыня, подталкивающая включиться в борьбу за звание «высочайшего здания в мире» — такое строительство сродни большому искусству, оно совсем «из другой оперы». Возводить небоскребы – дорогое удовольствие, однако, как это не парадоксально звучит, люди вынуждены их строить из экономии. Эта экономия свойственна обитателям крупных городов, где велика стоимость площади застройки, и где жителей на квадратный метр земли больше чем этих самых «земных» квадратов.
Одна из таких городских агломераций расположена в 10 часах лёта от Москвы. Занимая 100-е место по численности населения, этот город является ведущим финансовым центром Азии и в недалеком будущем претендует стать первым в мире. Город чудес и город – экономическое чудо, город – миллионер и город миллионеров, специальный административный, «особый район» Китая — Сянган, он же Гонконг.
Добраться до Гонконга нашим туристам, в принципе, не сложно. Одни путешественники включают пребывание в этом городе в масштабные планы посещения крупных городов Китая, хотя, надо заметить, что Гонконг – это не совсем Китай (а по мнению жителей Гонконга – так и совсем не Китай). Другие — предпочитают за счет непродолжительной экскурсионной программы разнообразить пляжный отдых на Хайнане – перелет из Саньи в Гонконг занимает около часа. Надо признать, и тот и другой вариант чрезвычайно интересны, однако после пребывания в провинциальном Хайнане Гонконг смотрится намного эффектнее. Минус – это возвращение обратно на Хайнань. Провинциальность популярного среди любителей пляжного отдыха острова после нескольких дней, проведенных в Гонконге, буквально, режет глаза.
Тут необходимо заметить, и это чрезвычайно важно: несмотря на то, что с июля 2009 года вступило в силу соглашение о безвизовом посещении Гонконга для граждан России, в любом случае, всем желающим на время покинуть основную территорию Китая – материковую или островную нужно позаботиться о правильном оформлении виз ещё на родине, уточнив нюансы у туроператора. Проблема как раз не в том, чтобы посетить, а в том, чтобы вернуться. Это значит следующее: если вам надоест валяться, к примеру, на прекрасном пляже отеля Шератон в бухте Ялуньвань, и вы захотите перелететь Южно-Китайское море, чтобы увидеть Гонконг или Макао, у вас практически нет возможности осуществить задуманное. Подобные желания надо предугадывать и, соответственно, заранее оформлять!
Если вам покажется, что вся эта визовая волокита отбивает любое желание к путешествиям, вас должна успокоить мысль, что у жителей самой Поднебесной шансов увидеть Гонконг практически нет. Власти Гонконга щепетильны в этом вопросе: позволить нескольким миллиардам китайцев вторгнуться в небольшой, но богатый город — для них равносильно сдачи Рима на растерзание варварам. Только виза, только групповая и только после тщательной проверки!
Почему же гонконцы не считают себя китайцами? Чтобы ответить на этот вопрос, следует отметить для себя несколько дат в истории города. Фактически, китайцами жители Гонконга перестали быть с 1842 года, когда в результате поражения Китая в Первой Опиумной войне остров перешёл под британский суверенитет. Совершенно жуткая страница в истории Британии, когда война была развязана из-за отказа Китая принимать в качестве оплаты китайских товаров наркотик, производимый тоннами в соседней Индии. Тогда деловые круги Великобритании требовали от своего правительства действенных мер по слому «изоляции» Китая и захвату какого-нибудь острова у его побережья как оплота свободной коммерции. Первоначально для этих целей был выбран Тайвань, но, в итоге, официальный статус «колонии короны» получила территория острова Гонконг, где был построен город Виктория, а в 1860 году после поражения во Второй Опиумной войне, к ней была присоединена территория Коулунского полуострова. Согласно Пекинскому договору все эти земли переходили к Великобритании в вечное пользование.
Основной рост экономики Гонконга пришелся на период после Второй мировой войны, когда в Китае вспыхнула гражданская война. Многие компании перенесли свои офисы из развитых городов, включая Шанхай и Гуанчжоу, в Гонконг, а благодаря притоку эмигрантов удешевилась рабочая сила. В результате ускоренных процессов индустриализации и роста экспорта повышался уровень жизни, и постепенно главное место в экономике занял банковский сектор. В итоге, к концу первого десятилетия нового века каждый седьмой житель Гонконга вправе называть себя миллионером.
В 1997 году, согласно китайско-британской декларации, состоялась передача Великобританией суверенитета над всей территорией Гонконга в пользу Китая. Но условия были жесткие — формально Гонконг хоть и принадлежит Китаю, но имеет статус особого административного района в составе КНР, который позволит ему сохранять свои законы и высокую степень автономии в течение 50 лет.
Эта историографическая справка — не пустая трата слов. Она дает понять, насколько различными оказались пути у двух соседей, некогда двух разных государств – Китая и Гонконга. И почему Гонконг, население которого на 95 процентов состоит из китайцев, по крайней мере, ещё полвека не признает себя китайской территорией. Однако такая вероятность всё же есть: Китай никогда не упускает возможности надавить на своего отколовшегося соседа, чтобы стать ближе к нему. В настоящее время в Гонконге проживает более 200 тысяч подданных Великобритании. В результате воссоединения де-юре с Китаем они неожиданно приобрели статус иммигрантов. Теперь, чтобы продолжать жить и работать в Гонконге им необходимо специальное разрешение китайского государства. Как известно, три с половиной миллиона гонконгцев имеют право на получение британского паспорта – вопрос лишь в том, воспользуются ли они этим правом?