Альпы прекрасны и безграничны. Во многих смыслах. И, конечно же, прекрасные Альпы безграничны и в том понимании, что делить горы на страны — глупое занятие. Тем более это глупо, когда европейских границ фактически не существует, а пролетая над горными хребтами и восторгаясь их величием, мы даже при всём желании не сможем угадать, где среди этих гигантов можно провести условную нить, разделяющую страны одну от другой.
Впрочем, скорее, к счастью, чтобы определить и объяснить свои координаты, мы пока не пользуемся сухим языком цифр GPS-приемников — по крайней мере, в кругу друзей. Их мы готовы предоставить для спасательных служб в страховых случаях, а это другая — невеселая песня). Мы всё ещё произносим иногда заковыристые и забавные, иногда короткие и строгие названия альпийских городков и деревень. Мы смакуем топонимы, в которых содержится самая суть традиционного уклада альпийской жизни. Мы говорим: «австрийские Альпы», «швейцарские Альпы», «французские Альпы», зачастую подразумевая под этими словами не просто сложность трасс или место временной дислокации, мы воссоздаем в нашем сознании целую картину горнолыжного отдыха: восхитительный контур гор, солнце, пробивающееся сквозь утреннюю дымку и кроны деревьев на склоне, взмывающие вверх подъемники, музыку хрустящего под ногами снега, аутентичные ресторанчики в горах, благоухающие ароматным дымом и запахами аппетитных блюд, вечернее apre-ski в расслабляющей атмосфере с простой и вкусной кухней и национальными напитками, и, конечно же, людей, которые нас окружают — жителей австрийских, швейцарских, французских Альп…
В этом перечне итальянские Альпы опущены мной намеренно — по многим причинам, но, самое главное, потому, что в итальянских Альпах есть Доломиты, а о Доломитовых Альпах говорить можно много и восторженно. И хотя короткий жанр репортажа достаточно много рассказывать о них не позволяет, все же места для восторгов в нем вполне хватит…
Великий Корбюзье назвал Доломитовые Альпы «самой красивой природной архитектурой на свете». Кто может с ним поспорить? Только тот, кто не знает предмета спора. Я не знаю, катался ли Корбюзье в Доломитовых Альпах на лыжах, но это не важно — Корбюзье был одним из нас — из тех, кто понял, прочувствовал, насколько Доломиты восхитительны. Днем они сияют белизной своих вершин в любое время года, приглашая в высокогорный мир жаждущих кристально чистого воздуха и снега. Снега такого же чистого как воздух, снега, которым с трудом можно утолить не только взгляд, но и жажду. А вечером они, казалось бы, отражают падающее за горизонт светило, но, на самом деле, сами горят непостижимым коралловым огнем, в сумерках освещая дорогу в долину задержавшимся путешественникам.
Существует легенда об этом загадочном свете, исходящем от неприступных скал. Когда-то в этих горах существовало сказочное горное королевство гномов, которыми правил добрый король Лаурино. Все горы этой таинственной страны, чьи границы не имели укреплений, а были отмечены лишь тонкой шелковой нитью, были усыпаны кустами благоухающих роз, чья красота и привлекла в эти земли злых врагов. Захваченный в плен король успел наложить чары на свои цветущие розовые сады — с той поры и днем, и ночью вместо цветов люди должны были видеть только камни. Но несчастный Лаурино забыл про сумерки — в эти часы горы оживают, и розы полыхают на их склонах оранжево-розовым светом. Этот свет местные жители — ладины называют Enrosadira, а их соседи австрийцы — Alpengluhen.
Как гласит легенда, Доломиты не всегда были такими суровыми и бесчувственными, как сегодня. Прежде их склоны украшал ковер цветущих роз. Жили тут добрые гномы, и правил ими король по имени Лаурино. Легкомысленное королевство не имело крепостных стен, границы его были обозначены лишь тонкой шелковой нитью. Однажды пришли злые люди и захватили короля в плен. Лаурино решил, что во всем виноваты цветы, чья красота привлекла врагов, и заколдовал свой сад, превратив его в камни, сделав невидимым ни днем, ни ночью. Но король забыл про сумерки — в эти мгновения и оживают на склонах прекрасные розы…
Считается, что самые опасные столкновения на склонах происходят из-за нерасторопности гламурных девиц, рассекающих снежные просторы по непредсказуемым траекториям и демонстрирующих последние новинки горнолыжных брендов. Но, поверьте, если у вас нет строгой цели проехать трассу за считанные секунды, вы сами можете оказаться на их месте. Стоит лишь неосторожно сделать паузу и оторвать глаза от ухоженного склона, как взгляд тут же встречается с неимоверной красоты пейзажем, и ты, сбрасывая скорость, стоишь, заворожено глядя на кремово-розовые вершины, рискуя быть сбитым другим поклонником свиста ветра в ушах.
Непостижимо — когда-то эти горы были дном океана. Но природа — архитектор, взявший в союзники Время, потратила на создание своего шедевра миллионы лет, используя в качестве материала коралловые рифы, поднявшиеся под натиском Африканской и Европейской тектонических плит, а в качестве инструмента ветер, по сантиметру в столетие шлифуя породу, добиваясь идеального воплощения своего масштабного проекта.
Ещё в позапрошлом тысячелетии римский архитектор Марк Витрувий Поллион дал своё определение архитектуре: «Архитектура основывается на трёх началах: прочность, польза и красота». И только человек небольшого ума, оказавшись с горнолыжным снаряжением в Доломитовых Альпах, не сможет извлечь пользы от пребывания в этом прочно фиксирующемся в памяти удивительном мире сногсшибательной красоты.
Восторгаться безукоризненной красотой несложно. Сложнее окунуться в нее, стать ее частью, чтобы потом делиться неиссякаемой позитивной энергией со своими близкими. Сложнее не потому, что это так трудно — проникнуться величием и очарованием гор, а потому, что нам так трудно бывает вырваться туда, где зима правит балом даже тогда, когда вся Европа просыпается от зимней спячки и цветет буйным цветом фисташковых деревьев, миндаля и багряника.
Впрочем, весна в Альпах – это особое горнолыжное время года. Ведь в этом есть особый шик – скинуть горнолыжную одежду и выйти из отеля в летней одежде, чтобы полной грудью вдохнуть ароматы альпийской флоры и полным ртом отведать вкус альпийской фауны.
Но не стоит ждать весны, мой вам совет: как только по Альпам эхом пронесется сигнал открытия нового горнолыжного сезона, берите лыжи, палки, сноуборды, ноги в руки и… вперед, в Северную Италию. Где вас ждут: две самых крупных зоны катания в Итальянских Альпах — Dolomiti Superski — крупнейший в мире горнолыжный альянс с двенадцатью регионами катания, объединенных общим ски-пассом, Skirama – второй по величине регион катания с общим ски-пассом Superskirama Dolomiti, и… самая красивая природная архитектура на свете.